Задав вопрос, нужно ли соблюдать моменты затяжки коренных и шатунных подшипников, можно однозначно ответить да. На самом деле при незначительной затяжке или сужении втулок коленчатого вала могут возникнуть проблемы, которые в свою очередь приведут к выходу двигателя из строя.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей — необходимые инструменты, порядок затяжки и особенности. Моменты затяжки резьбовых соединений Ваз 2106. ВАЗ 2170
Момент затяжки резьбовых соединений: таблица
С помощью резьбовых соединений фиксируется большинство деталей и узлов автомобильного транспорта. Все они несут не только механические, но и вибрационные нагрузки. Поэтому при затяжке любого типа резьбового соединения целесообразно поддерживать нужную степень натяжения, не превышая ее и не ослабляя чрезмерно.
Установленное значение испытательной нагрузки при затяжке резьбовых соединений, исключающей срывание резьбы, составляет около 85-90 % от предела прочности. Фактически этот показатель представляет собой максимальное растягивающее усилие, которое одновременно обеспечивает надежное соединение без допущения свинчивания и не приводит к пластической деформации вала винта или штифта с резьбовой частью.
При затяжке колеса, головки блока цилиндров, шкива распределительного вала и других деталей и узлов руководствуются табличными величинами, полученными расчетным путем с учетом следующих параметров:
- Сплав, из которого изготовлены элементы резьбового разъемного соединения. А также о том, какие материалы используются для выполнения данного вида соединения.
- Класс прочности болта.
- Применяется смазка при свинчивании деталей или нет.
- Наличие антикоррозийного покрытия.
- Шаг резьбы — большой, малый.
- Диаметр отверстия и цилиндрической части, на которую наносится резьба, — фактический диаметр резьбы.
Если привести ряд табличных примеров таких показателей момента затяжки болтового или резьбового соединения с болтами, то их можно выразить в следующих таблицах.
Важно отметить, что в таблице приведены и кгс*м, и Н*м, которые являются идентичными единицами измерения.
Признаки износа коренных и шатунных вкладышей
В разговорах автомобилистов часто можно услышать выражения: «Двигатель застучал» или «Вкладыши провернуло», эти слова чаще всего относятся к износу вкладышей. Это серьезная поломка двигателя. Первые признаки таких поломок – потеря давления масла или появление посторонних звуков при работе двигателя. Неопытному водителю будет сложно определить признаки неисправных накладок, поэтому лучше сразу обратиться к специалисту.
Для специалиста не составит серьезной проблемы выслушать и поставить диагноз. Обычно эту процедуру производят на холостом ходу двигателя, при резком нажатии на педаль газа. Считается, что если звук представляет собой глухой тон или железный скрежет, то проблема в коренных подшипниках. При выходе из строя шатунных вкладышей стук становится громче и сильнее.
Есть еще один способ проверить износ. Необходимо поочередно выкручивать свечи зажигания или форсунки для дизельных двигателей. Если стук пропадает при выкручивании свечи зажигания, то проблема именно в цилиндре.
Проблема низкого давления масла не обязательно связана с изношенными вкладышами. Возможно, неисправен масляный насос, редукционный клапан или изношен подшипник распредвала. Поэтому сначала проверяем все узлы системы смазки и только потом делаем выводы, что именно ремонтировать.
Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом
Вкладыши изготавливаются из 2-х отдельных частей со специальными местами для крепления. Главной задачей при сборке должно быть обеспечение необходимого расстояния между шейкой вала и вкладышем. Для определения рабочего зазора между ними обычно используют микрометр, а внутренний диаметр вкладышей измеряют нутромером. После этого производятся некоторые расчеты, позволяющие выявить зазор.
Однако гораздо проще выполнить такую операцию, используя специальную пластиковую калиброванную проволоку. Кусочки нужного размера помещаются между вкладышем и шейкой, после чего подшипник зажимается с необходимым усилием и снова демонтируется. Затем возьмите специальную линейку, которая идет в комплекте с проволокой, и измерьте ширину соответствующего отпечатка на валу. Чем шире смятая измерительная лента, тем меньше зазор в подшипнике. Этот метод позволяет с высокой точностью контролировать необходимое расстояние между шейкой и вкладышем.
Необходимые инструменты
Для достижения значений момента затяжки, подходящих для безопасной эксплуатации, необходимо использовать соответствующие инструменты:
- аналоговый динамометрический ключ;
- цифровой динамометрический ключ.
Оба этих инструмента показывают усилие, с которым гайка затягивается на болте. При выполнении этого действия стоит учитывать ошибку, которую выдает устройство. В противном случае вы можете не достичь необходимых показателей.
Примерные значения для легковых автомобилей
Далее приведем отдельные примеры моментов затяжки болтовых соединений различных узлов легкового автомобиля Лада Приора, сведенные в табличную форму.
Узел или деталь автомобиля | Размер резьбы | Момент затяжки Н*м (Ньютон * метр) |
Резьбовое соединение при креплении головки блока цилиндров | М12 с шагом резьбы 1,25 | 85,7–90 |
Момент затяжки для коренных и шатунных видов вкладышей | М10 с шагом резьбы 1,25 | 68,3-84,4 |
Правильный момент затяжки болтов шатуна для 16-клапанной версии | Шаг резьбы М9 1 | 43,3-53,5 |
Крепление маховика | М10 с шагом резьбы 1,25 | 60,9-87,4 |
Для крепления масляного поддона | М14 | 58,8-88,3 |
На передней подвеске при креплении опоры к кузову | М8 | 19,7-24,3 |
Момент затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2112:
Порядок затяжки
Для правильной затяжки типов шатунов, винтов, элементов двигателя, клапанов или любых других узлов или деталей необходимо соблюдать установленную технологию. Это снижает риск срыва резьбы или недостаточного уплотнения.
Следуя технологии, необходимо выполнить следующие действия:
- На подготовительном этапе разбирается крепежный узел, удаляются загрязнения и коррозионные отложения.
- На предварительном этапе гайка легко навинчивается на винт или конец шпильки без каких-либо усилий. Если одна деталь соединяется сразу с несколькими крепежными элементами, важно проводить равномерную и постепенную затяжку во избежание перекосов. Профессионально необходимо подтянуть резьбовые соединения, расположенные на противоположных концах, либо действовать через один-два болта (шпильки).
- На завершающем этапе резьбовые элементы (гайка-болт или гайка-шпилька) затягиваются до заданных табличных значений с помощью динамометрического ключа. Именно этот инструмент позволяет убрать превышение рекомендуемого параметра или недостаток до нужного значения.
Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.
Коренные и поршневые подшипники представляют собой два типа подшипников скольжения. Они производятся по одинаковой технологии и отличаются друг от друга только внутренним диаметром (у шатунных подшипников этот диаметр меньше).
Основной задачей вкладышей является преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение плавной работы коленчатого вала, чтобы он не изнашивался преждевременно. Для этого вкладыши устанавливаются под строго определенный зазор, в котором поддерживается строго определенное давление масла.
Если этот зазор увеличивается, давление моторного масла в нем становится ниже, а значит, гораздо быстрее изнашиваются шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и других важных узлов. Что и говорить, слишком большое давление (уменьшенный зазор) тоже ничего положительного не несет, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать заедать. Именно поэтому так важен контроль этого зазора, что невозможно без применения в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописаны производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных подшипников. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.
Отметим, что указанные нормы актуальны только при использовании новых комплектов деталей, так как сборка/разборка узла, бывшего в эксплуатации в силу его разработки, не может гарантировать соблюдение требуемых зазоров. Как вариант, в этой ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого крутящего момента или использовать специальные ремонтные вставки с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии, что коленчатый вал отшлифован до минимальный зазор между трущимися элементами не будет 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного материала).
Примеры конкретных моментов затяжки шатунных болтов и крышек коренных подшипников некоторых автомобилей семейства ВАЗ.
Модель автомобиля | Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) | Момент затяжки шатуна, Н*м (кгс.м.) |
ВАЗ 2108 | 69,0–84,0 (6,9–8,4) | 44,0–54,0 (4,4–5,4) |
ВАЗ 2106 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) | 43,32–53,51 (4,42–5,4) |
Лада Приора | 68,31–84,38 (6,97–8,61) | 43,3–53,5 (4,42–5,46) |
Момент затяжки вкладышей шатуна
Совершенно не имеет значения, какой метод затяжки вы выберете, какой винт вы используете, старый или новый, первое, что вам нужно будет сделать, это зафиксировать свободную длину для каждого из используемых винтов.
Обязательно обратите внимание, где установлен каждый из болтов (т.е в цилиндрах 1, 2 и т д.). После проведения замеров следует провести сравнение с длиной новых болтов. Если винт имеет натяжение более 0,012 мм, его следует заменить, так как в этом случае он уже потерял свои упругие свойства. Измерения винтов следует производить с помощью точного измерительного прибора. При сборке шатуна потребуется смазать головку винта и основание резьбы машинным маслом или смазкой, указанной производителем в инструкции (рекомендуемый момент затяжки может различаться в разных моделях).
Пневмогайковерт с регулировкой момента затяжки
Перед тем, как приступить к разбору основных конструктивных особенностей пневмогайковерта, следует отметить, что данное оборудование делится на два вида:
- Безударный
- Ударный
Сегодня в связи с техническими изменениями принято делить это оборудование на несколько моделей. Однако, несмотря на все это, устройство этого инструмента довольно простое и практически ничем не отличается, вне зависимости от модели.
Основные компоненты:
- Ударная система, может включать кулачковую муфту, кулачковый, упорный, пружинный и роликовый механизмы, маховик с роликом и штифтами
- Двигатель пневматического типа обычно роторный с шестью лопастями и встроен в корпус
- Блок реверса расположен вместе со спусковым механизмом в рукоятке инструмента
- Пусковая установка, которая также находится в рукоятке
Многие современные модели также дополнительно оснащены ручкой, которая размещается в двух и более различных положениях по отношению к корпусу. Это дополнение позволяет обеспечить комфорт при использовании инструмента.
Моменты затяжки резьбовых соединений
Резьбовое соединение | Резьба | Н м | |
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 68,3-84,38 | |
Болт крепления масляного поддона | М6 | 5.1-8.2 | |
Шпилька крышки сапуна | М8 | 12,7-20,6 | |
Гайка крепления крышки сапуна | М8 | 12,7-20,6 | |
Болт крепления головки блока цилиндров | предварительное натяжение | М12х1,25 | 3.3-41.16 |
окончательная затяжка | 96-118,4 | ||
Болт крепления головки блока цилиндров | М8 | 30,67-39,1 | |
Гайка крепления впускного и выпускного коллектора | М8 | 0.87-25.77 | |
Гайка болта крышки шатуна | М9х1 | 43,3-53,5 | |
Болт маховика | М10х1,25 | 61-87,4 | |
Винт крепления башмака натяжителя цепи | М10х1,25 | 1.2-51 | |
Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 8.33-22.64 | |
Болт крепления звездочки валика привода масляного насоса | М10х1,25 | 41,2-51,0 | |
Болт крепления звездочки распределительного вала | М10х1,25 | 41,2-51,0 | |
Гайка для регулировочного болта на клапане | М12х1,25 | 43,3-53,5 | |
Втулка регулировочного болта клапана | М18х1,5 | 83,3-103,0 | |
Свеча зажигания | М14х1,25 | 30,67-39,0 | |
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М8 | 1.6-26.75 | |
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 5.97-22.64 | |
Храповик коленчатого вала | М20х1,5 | 101,33-125,6 | |
Болт кронштейна генератора | М10х1,25 | 44,1-64,7 | |
Гайка крепления регулировочной планки на генераторе | М10х1,25 | 28,63-45,3 | |
Гайка болта крепления генератора к кронштейну | М12х1,25 | 58,3-72,0 | |
Гайка крепления установочной планки к генератору | М10х1,25 | 8.08-45.3 | |
Гайка крепления опорной подушки к кронштейну двигателя | М10х1,25 | 21,6-35,0 | |
Гайка крепления подушки к поперечине передней подвески | М10х1,25 | 27,4-34,0 | |
Гайка крепления пластины к подушке | М6 | 5,7-9,2 | |
Гайка крепления поперечины задней подвески двигателя | М8 | 15,0-18,6 | |
Гайка крепления задней опоры к коробке передач | М8 | 23,3-28,8 | |
Гайка болта крепления задней опоры к поперечине | М8 | 15,9-25,7 | |
Датчик включения электровентилятора | М22х1,25 | 40,0-49,4 |
Ваз 2170 | приложение: моменты затяжки резьбовых соединений | приора
ДВИГАТЕЛЬ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Болты крепления головки блока цилиндров | М12х1,25 | см раздел «Двигатель” |
Гайка для крепления впускного патрубка | М8 | 20,83-25,73 (2,13-2,63) |
Гайка крепления натяжного ролика | М10х1,25 | 33,32-41,16 (3,4-4,2) |
Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18,33-22,64 (1,87-2,3) |
Болт крепления шкива распредвала | М10х1,25 | 45,82–56,6 (4,68–5,78) |
Винт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов | М6 | 6,66–8,23 (0,68–0,83) |
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 9,8-22,5 (1,0-2,3) |
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) |
Болт крепления картера | М6 | 5,1–8,23 (0,52–0,84) |
Болт шестерни уравновешивающего вала | М10х1,25 | 45,82–56,6 (4,68–5,78) |
Гайка крышки шатуна | М9х1 | 43,32-53,51 (4,42-5,46) |
Болт маховика | М10х1,25 | 70,81–87,47 (7,22–8,92) |
Болт крепления водяного насоса | М6 | 5,10-8,23 (0,52-0,84) |
Болт крепления шкива коленвала | М12х1,25 | 87,47-108,05 (8,93-11,03) |
Винт для крепления впускного патрубка водяного насоса | М6 | 4,2-5,1 (0,43-0,52) |
Гайка крепления приемной трубы глушителя | М8х1,25 | 19,6-24,5 (2,0-2,5) |
Болты крепления передней и задней подвески агрегата | М10х1,25 | 31,85–51,45 (3,25–5,25) |
Гайки болтов крепления опор подвески силового агрегата | М10х1,25 | 28,08-45,3 (2,86-4,62) |
Гайки крепления рычага левой опоры подвески агрегата | М8 | 14,0-22,54 (1,43-2,3) |
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника | М6 | 6,37-10,29 (0,65-1,05) |
Болт крепления маслоприемника к насосу | М6 | 6,37-10,29 (0,65-1,05) |
Болт крепления масляного насоса | М6 | 8,33-10,29 (0,85-1,05) |
Болт крепления корпуса масляного насоса | М6 | 6,97–8,61 (0,71–0,88) |
Пробка редукционного клапана масляного насоса | М16х1,5 | 45,5-73,5 (4,6-7,5) |
Штуцер масляного фильтра | М20х1,5 | 37,49–87,47 (3,82–8,92) |
Гайки крепления карбюратора | М8 | 6,6-15,4 (0,7-1,6) |
СЦЕПЛЕНИЕ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя | М12х1,25 | 54,2–87,6 (5,5–8,9) |
Винт крепления крышки картера сцепления | М6 | 4,7–7,7 (0,49–0,79) |
Гайка крепления картера сцепления к картеру коробки передач | М8 | 15,7-25,5 (1,6-2,6) |
Винт крепления сцепления к маховику | М8 | 19,1-30,9 (1,95-3,15) |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Винт крепления шарнира к тяге выбора передачи | М8х1 | 16,3–20,1 (1,66–2,05) |
Винт крепления механизма выбора передачи | М6 | 5,1–8,2 (0,5–0,83) |
Гайка крепления стяжного хомута привода переключения передач | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Гайка заднего конца первичного и вторичного вала | М20х1,5 | 120,8–149,2 (12,3–15,2) |
Переключатель света заднего хода | М14х1,5 | 28,4–45,3 (2,9–4,6) |
Винт крепления заглушки включения передачи к тяге | М8х1 | 11,7–18,6 (1,2–1,9) |
Гайка для крепления насадки к агрегату | М10х1,25 | 51–82,4 (5,2–8,4) |
Гайка крепления привода спидометра | М6 | 4,5–7,2 (0,45–0,73) |
Гайка для крепления сферической несущей обоймы | М8х1,25 | 15,9–25,8 (1,6–2,6) |
Болт крепления оси рычага переключения передач | М6 | 7,8–12,3 (0,8–1,26) |
Гайка крепления задней крышки картера | М8х1,25 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Крепежная заглушка | М16х1,5 | 28,4–45,3 (2,9–4,6) |
Крепление рычага переключения передач к тяге | М8х1 | 28,4–35,0 (2,9–3,6) |
Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления | М8х1,25 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Сливная пробка | М22х1,5 | 28,7–46,3 (2,9–4,7) |
Опора вилки выключения сцепления | М8 | 15,7–25,5 (1,6–2,6) |
Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления | М6 | 3,8–6,2 (0,39–0,63) |
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
Деталь | Нить | Крутящий момент, Н*м (кгс*м) |
Гайка крепления верхнего кронштейна к кузову | М8 | 19,6–24,2 (2,0–2,47) |
Гайка крепления шаровой опоры к рычагу подвески | М12х1,25 | 77,3–96 (7,9–9,8) |
Болт крепления шаровой опоры к вращающемуся кулаку | М10х1,25 | 49–61,7 (5,0–6,3) |
Гайка крепления рычага к подрамнику | М10х1,25 | 59,7–73,5 (6,0–7,5) |
Гайка крепления растяжки к рычагу | М12х1,25 | 102,9–127 (10,5–13,0) |
Гайка корпуса телескопического винта | М48х1 | 117,5–147 (12–15) |
Гайка крепления растяжки к подрамнику | М14х1,5 | 117,5–147 (12–15) |
Гайка крепления стабилизатора к рычагу | М10х1,25 | 42–52 (4,29–5,3) |
Гайка крепления стабилизатора к подрамнику | М8 | 12,9–15,9 (1,32–1,63) |
Гайка крепления штанги телескопической опоры к верхней опоре | М12х1,25 | 52,6–64,6 (5,35–6,6) |
Гайка крепления стойки к поворотному кулаку | М12х1,25 | 103–127,2 (10,5–13,0) |
Гайка крепления левого лонжерона подрамника | М8 | 19,6–24,2 (2,0–2,47) |
Винт крепления подрамника к кузову | М12х1,25 | 83–103 (8,5–10,5) |
УПРАВЛЕНИЕ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Гайка хомута крепления картера рулевого механизма | М8 | 15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Гайка крепления рычага рулевого вала | М8 | 15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Винт крепления рулевого вала к редуктору | М8 | 15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Гайка рулевого колеса | М16х1,5 | 31,4–51 (3,2–5,2) |
Контргайка внешнего наконечника тяги рулевого привода | М12х1,25 | 27,0–33,4 (2,8–3,4) |
Винт для крепления разъема к подрамнику | М8х1,25 | 19,6–24,2 (2,0–2,47) |
Шариковая гайка звена звена | М12х1,25 | 27,05–33,4 (2,76–3,41) |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Болт крепления рабочего цилиндра к тормозному щиту | М6 | 3,31–7,72 (0,34–0,78) |
Гайка крепления поддона переднего колеса | М20х1,5 | 186,3-225,6 (19-23) |
Винт для крепления направляющих блоков к поворотному рычагу | М10х1,25 | 49–62 (5,0–6,3) |
Винт крепления кронштейна к направляющему пальцу | М8 | 31–38 (3,16–3,87) |
Болт крепления заднего тормоза к оси | М10х1,25 | 34,3–42,6 (3,5–4,3) |
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю | М8 | 9,8–15,7 (1,0–1,6) |
Гайка крепления усилителя вакуума к переборочному щиту | М8 | 9,8–15,7 (1,0–1,6) |
Гайка крепления регулятора давления к корпусу | М6 | 3,31–7,72 (0,34–0,79) |
Болт рычага ручного привода колодки | М8 | 10,36–24,18 (1,06–2,47) |
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Гайка крепления нижнего конца амортизатора | М10х1,25 | 50–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка крепления рычага задней подвески | М10х1,25 | 50–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка крепления левой опоры рычага подвески | М10х1,25 | 27,4–34 (2,8–3,5) |
Гайка крепления штока амортизатора | М10х1,25 | 50–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка крепления колеса | М12х1,25 | 77,5–96,1 (7,9–9,8) |
Болт крепления оси колеса к рычагу подвески | М10х1,25 | 42,1–52 (4,29–5,3) |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н*м (кгс*м) |
Свеча зажигания | М14х1,25 | 30,7–39 (3,13–4,0) |
Гайка для крепления генератора к руке | М12х1,25 | 58,3–72,0 (5,9–7,3) |
Гайка-шпилька для крепления генератора к регулировочной планке | М10х1,25 | 28,1–45,3 (2,9–4,6) |
Болт крепления стартера | М10х1,25 | 22,3–52,0 (2,3–5,3) |
Заметки
1. Приведенные значения моментов можно округлить до десятых долей
пределах допуска.
2. Болты крепления головки блока цилиндров должны быть затянуты в
четыре приема:
1 – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2 – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3 – довернуть на 90°;
4 – снова довернуть на 90°.
3. Следующие пункты относятся к другим резьбовым соединениям
затяжки, Н·м (кгс·м):
М6……6–8 (0,6–0,8);
М8……14–18 (1,4–1,8);
М10……28–36 (2,8–3,6);
М12……50–62 (5,0–6,2).